Старый-новый вызов: Миграция-Религия-Бесконечность

Jan Campbell

Миграция

Прежде всего необходимо понимать, что миграция — это естественный и объективный процесс. Также следует принять во внимание тот факт, что наряду с объективными миграция имеет и субъективные признаки. В результате миграцию можно отнести к одной из базовых предпосылок подтверждения политической власти. В случае запрета или ограничения миграции такой властью имеет смысл говорить о запрете выбора. По этой причине в современном обществе миграция относится к элементарным человеческим правам, независимо от того, учитываем ли мы общественные или исторические первопричины и прочие оценки, или не учитываем.

К историческим причинам миграции относятся различные переселения народов в прошлом, а также образования государств в новое время (например, США). Уже на этом примере становится ясно, какое значение несет миграция. Исходя из критического подхода в рассмотрении старо — нового вызова «Религия — Миграция-Бесконечность» мною будет изучена только одна из неизбежно возникающих возможностей, а именно: Использование миграции с целью получения власти и последствия этого процесса.

Во времена асимметричных партнерств между государствами и отдельными группировками, во времена смены парадигмы и при высокой степени неуверенности в глобализированном обществе естественно, что каждая власть находится в интенсивном поиске новых средств для использования существующей власти и получения новой. Ее главный вызов, помимо прочего, заключается в необходимости ориентироваться и придерживаться демократических принципов. Однако, на сегодняшний день это вряд ли возможно. Атомизация общества, безработица, политическая напряженность, равно как и демографическое и религиозное смешения приводят к невозможности рационального диалога между различными группами современного общества. Это выглядит так, что наше евроатлантическое общество вследствие объективного ослабления прокламационных принципов демократии, асимметрии и смены парадигмы достигло точки невозврата, или даже переступило ее.

На данном этапе общественного развития властям предлагается в качестве одного из последних решений перед применением насилия производство и распространение страха, неизвестности и ненависти. Три вышеназванных компонента являются устойчивыми опорами эффективного использования власти во времена, когда мир стоит на пороге кризиса.

Здесь я хотел бы пояснить, что в данном случае мы еще не находимся в кризисе в его греческом понятии. Термин «кризис», в греческом понятии имеет по меньшей мере три значения: 1) Судебное решение. 2) Решение врача в ситуации, когда речь идет о жизни и смерти. 3) Теологическое значение, связанное с Высшим Судом. Решение Высшего Суда определяет, кто будет спасен, а кто умрет.

В заключение этой части и одновременно в качестве введения в третью часть («Бесконечность») представляемой статьи, я хотел бы осветить тему теологии, Бога и вкратце теоретическую математику, так как они неразрывно связаны с этой матерью всех математических наук, включая экономические.

Я предполагаю, что большинство людей знает: человек без сомнений является ведомым, и им легче манипулировать, когда он в неведении. Состояние неуверенности и незнания делает его беспомощным. На уровне политического быта в качестве актуальных примеров могут выступить предложения по выходу Греции из кризиса, а также предложения Европейской Комиссии касательно миграционных проблем. Примеры из недавнего прошлого также не должны быть преданы забвению. Речь идет, прежде всего, о среднеевропейских странах, таких как Чехия, Словакия, Венгрия и Польша. Что я хочу этим сказать?

После распада Советского Союза европейская общественность столкнулась с предсказанием вторжения российских мигрантов в количестве от 10 до 15 млн. человек, и в результате была введена в заблуждение. Например, Министерство внутренних дел Чехии совместно с чешской армией подготовило коридоры и склады, и придумало создать картину пустых магазинов под названием «Российские мигранты заставят чехов голодать». Ничего из предсказанного не случилось, но русофобия осталась. К моменту прихода к власти Гавела это накалилось. В то время ходили слухи, что США предательски не пускают Чехию в НАТО. Одна из чешских служб безопасности, например, считала Билла Клинтона агентом КГБ вплоть до его назначения президентом. На сегодняшний день ситуация не улучшилась. Практически каждое мнение, не поддерживающее евроатлантическую политику, причисляется к пропутинской пропаганде, а высказывающий это мнение — к агентам КГБ. Почему так происходит, и как это связано с миграцией?

Страх, неизвестность и ненависть неотделимы от миграции и власти, и являются их вечными прислужниками. Как у миграции, так и у власти присутствует страх, будь то боязнь потерять работу, возможность оплачивать кредиты, или страх столкнуться с государственным насилием. Неизвестность следует автоматически, и усиливается под влиянием страха. Часто можно услышать вопросы: «Что со мной будет, если я потеряю работу, и не смогу погасить кредит или встретиться с друзьями?» Состояние ухудшается с приходом подозрения. Вступить в контакт с кем-то, кто подозревается властью в принадлежности к представителям чуждой власти, может привести нас к Trauma. От этого один шаг до ненависти. Ненависть является результатом означенного процесса. Ненависть к самому себе и ко всему остальному. Ненависть, особенно по отношению к исламу. Отсутствие веры приводит некоторых из нас к христианству. Ненавидеть легче, чем любить. Ненависть часто идет впереди объекта. Первым это заметил философ Андре Глюксман, и описал феномен «происхождения» врага. Так возник, например, «грязный еврей». Врагами становятся не те, кто непосредственно угрожают, а те, кому с определенным интересом присваивается характеристика «опасный» (примерно то же самое сказал Умберто Эко). Почву для «опасности» и «опасных» удобрил колониализм.

В таком случае лишь мощная власть может устранить беспомощность, появляющуюся в результате ненависти, по крайней мере, в это верят. Подобным образом обстоит дело с миграцией, которая является составной частью дебатов о глобализации, и представляет серьезную опасность.

Уже из написанного следует, что причины миграции носят интернальный и экстернальный характер. Корни причин следует искать, прежде всего, в экономической системе, коррупции и зависимости властьдержащих от национальных интересов более сильной власти и ее политики, являющейся результатом всего перечисленного. В качестве примера, в данной книге на чешском языке, описана ситуация с Ливией, и приведены некоторые исторические причины. Еще одним ярким примером является Украина. Мессианизм демократии, необходимость угрожать, равно как и «испанизация» США, также относятся к этому ряду. Перечисленные страны позволяют увидеть различия между США и Европой в отношении мультикультурности. В «плавильном котле» США практически постоянно используют фразу «Мы — американцы». В Европе, однако, чаще слышится: «Немцы, французы...» и т. д. В обоих случаях политическая мультикультурность достигла своего предела. К 2050 году в США более половины населения будут иметь испанское происхождение. В Европе нам приходится иметь дело с политизированным исламом, которому мы не можем предложить подходящий и необходимый диалог. Другие религии, как и не-религии, к коим относится буддизм, мы практически полностью игнорируем.

Привносит ли ислам жизнь в закостенелую Европу, как считает француз Мишель Уэльбек (Michel Houellebecq), я не знаю. Но я могу себе представить, что ислам занимает некоторые ниши, оставленные отступающим христианством. Последствия? Это зависит от того, проснемся ли мы, наконец, и посвятим ли себя воспитанию семьи с последующим образованием, вместо того, чтобы оставлять это чужим специалистам. Книгу Уэльбека (Michel Houellebecq) можно читать как утопию или антиутопию. В возможности выбора и заключается ценность его работы.

Другие причины миграции относятся к группе стратегических ресурсов, например, к водным ресурсам. С водой, как средством поддержания экономики и сохранения жизни населения, работал Каддафи, не думая о последствиях. Его планы по мелиорации и строительству каналов для удовлетворения естественных нужд, вследствие климатических, географических и геологических особенностей страны, претерпели изменения геополитикой и стали одной из причин его свержения. Сей факт мог бы заинтересовать историков.

Подобную ситуацию можно наблюдать в Средней Азии, на примере Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Казахстана. Вода становится одной из гео-экономических причин для развязывания войны, следом за которой идет миграция. Так было в прошлом, так продолжается в настоящем, и нет причин предполагать, что в будущем ситуация изменится. Значимость воды, как одного из средств экономики для экзистенциальной уверенности населения, его сплочения, не подлежит сомнению.

Здесь логичным будет кратко перечислить другие геополитические интересы, имеющие миграцию как следствие. К ним относятся изменения целых регионов и государств. Говоря об этом, я подразумеваю, прежде всего, Средний Восток, Восточную Европу, а также Центральную Азию. Напрашивается ряд вопросов, которые, на первый взгляд, не ассоциируются напрямую с миграцией. Как достичь целей, не вступая напрямую в бесконечные войны, если государственный долг непрерывно растет?

Поведение США как мощной власти, державы, частично дает ответ на эти вопросы: дистанцироваться от военных процессов, изменить тактику на миграцию. В политическом плане примитивная бомбардировка на сегодняшний день является уже бессмысленной. С точки зрения морали власть США не обладает достаточной силой для ведения переговоров с оппонентами и террористами. Хотя США должны знать, что только переговоры могут привести к победе, и перемирие заключается с врагом. Германия могла бы многое рассказать об этом.

Но Германия может рассказать и другое. Например, об асимметричных отношениях с США и отношениях внутри Европейского Союза. Здесь можно с уверенностью сказать, что национальные интересы США вступают в противоречие с интересами Германии и Европейского Союза, если таковые (интересы ЕС) в принципе существуют. Так на теме отстаивания интересов я вновь плавно перехожу к миграции.

Защита национальных интересов от асимметричных партнеров или союзников непосредственно связана с процессом миграции населения с Ближнего Востока, стран Африки, и не в последнюю очередь из Украины, что и представляет собой старо — новый вызов. Экономически и военно-политически ослабленный ЕС слабеет с потерей российского, частично евроазиатского и китайского рынков параллельно с наплывом мигрантов из вышеозначенных регионов. Трудно ожидать, что он сможет защитить интересы мирным путем. Лишь некоторые страны (например, Германия) могут выиграть от защиты национальных интересов и последующего притока мигрантов и ослабления ЕС. Почему? И как?

Ответы представляются достаточно простыми. Во многих из разрушенных стран наблюдается омоложение населения и демографическая динамика, которых так не хватает в ЕС. Поколение мигрантов частично получило западное или ориентированное на Запад образование, как в Греции, Испании, Италии. На другой чаше весов лежит привлекательность некоторых стран ЕС, таких как Германия или скандинавские страны. Эта привлекательность базируется, в первую очередь, на двух фактах: 1. Идеализация и видимость легкого поиска работы. 2. Объективно идущее на спад демографическое развитие и нехватка молодой рабочей силы в этих странах. Вызов представляет растущее количество мигрантов, которое, несомненно, скажется на политике свободного передвижения в ЕС.

Основываясь на существующих данных о положительных сторонах миграционного процесса, можно сделать вывод, что самые способные мигранты предпочитают проживать в Германии, Дании и прочих подобных странах ЕС. Остальные мигрирующие либо едут дальше в поиске лучшей жизни, либо висят балластом на социальной системе. Нельзя исключать и возникновение нежелательных асоциальных гетто как следствия миграции, что ведет к изменениям внутренней политики принимающих стран.

В результате страны, не входящие в так называемое экономическое финансовое ядро ЕС (например, Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Румыния, Болгария, все балтийские страны), могут встать перед неожиданной и потому сложной проблемой, и оказаться в проигрыше. Человек — это не цифра, а живое существо. Национальное законодательство и законодательство ЕС не станет спасательным кругом в обществе, в котором царит мнимая защита человеческих прав, контролируемая свобода и партнерские отношения, построенные по принципу асимметрии.

Как бы ни выглядела в результате проводимая политика, миграционный процесс и контроль над ним будут сопровождаться страхом, неизвестностью и ненавистью, еще и потому, что миграция — это не один человек и его решение. Что я хочу этим сказать?

Ни одна из известных мне концепций ЕС не содержит сравнительного анализа, анализа следствий и оценочных суждений относительно миграционных процессов, зафиксированных в истории. Ни одна из известных мне концепций ЕС не содержит информации о фобиях. Это равнозначно, как если бы я писал и про русофобию, и про исламофобию. Подробные анализы были бы более чем полезны, особенно с вовлечением стран, с которыми ЕС поддерживает и развивает отношения. В качестве примера я назвал бы Китай, Индию и Индонезию. Россию в данном случае упоминать я не стану, хотя она может послужить наглядным примером интеграции в действии, как во времена СССР, так и в нынешнее санкционное время. Только в 2014 году Россия приняла более 1 млн. украинских граждан, в то время как ЕС ведет речь о квотах мигрантов, исчисляемых десятками тысяч, которыми легче управлять. Так обстояло дело в США во времена рабовладельческого строя.

Если страны-члены ЕС введут ограничения и квоты в миграционной политике, можно будет с уверенностью говорить о фашистском общественном режиме как итоге. Мы живем не в моно- или биполярном мире. Мы живем в мире глобализированной ответственности, которая лежит в основе наших двусторонних взаимозависимостей. Такая комбинация представляет собой единственную защиту национальных интересов. Равновесие между ответственностью, зависимостью и интересами создадут только толерантность и диалог в совокупности с природой.

Диалог в свою очередь является одной из немногих предпосылок для понимания объективных, обусловленных эволюцией, и поэтому лишь в некоторой мере подверженных влиянию причин миграции. Здесь было бы уместно привести исторические примеры, дабы информировать читателя о причинах причин, в том числе, и современной миграционной волны, а также опасностях, создаваемых миграцией.

Сегодняшняя политизированная миграционная волна может рассматриваться в историческом сравнении как всупительный аккорд увертюры под названием «Миграция». Эта увертюра призвана нас объединить и подготовить к крупному музыкальному произведению, к процессу регенерации и трансформации нашего общества, из которого, как показывает и доказывает история, всегда вырастает что-то новое и интересное. Примерами я бы назвал Средний Восток и Египет.

Средний Восток и Египет медленно, но верно иссыхают на протяжении нескольких десятков лет, даже столетий. В сочетании с войнами и неспособностью к диалогу, прежде всего с природой, это приведет к вынужденной миграции даже не сотен тысяч, а миллионов людей. Европа будет пребывать в состоянии шока, не поняв «вступительного аккорда», и, соответственно, не придав ему значения.

Вышеописанное станет следствием игнорирования исторически обусловленной циркуляции в нашем мире. Человечеству уже приходилось иметь дело с последствиями высыхания крупных по площади регионов. Достаточно привести пример изменения всего мира 200 лет д. н. э. Миграция стала причиной падения Римской Империи, а в раннем Средневековье вызвала массовые нападения монгольских племен. Все упомянутое (и неупомянутое) сопровождалось быстрыми климатическими изменениями, роковыми для цивилизации. Вопреки радикальным последствиям это привело к началу нового этапа развития нашей цивилизации, которым мы по праву можем гордиться. Поэтому не стоит впадать в панику и мысленно рисовать пессимистические сценарии будущего, но стоит мыслить критически и по возможности избегать идеализации и персонификации.

Что касается «компонента времени» при значительных изменениях, примером может стать все тот же распад Римской Империи. Трансформация Империи длилась столетиями, и происходила под влиянием новой этнической группы. Человек, как правило, не бывает готов к нарушению существующего порядка, поэтому не может безболезненно и быстро адаптироваться к новой ситуации.

Именно нехватка подготовки к неизвестному новому представляет серьезную опасность для современного человечества. Если мы не вступим на путь улучшения с целью осознания миграции как естественного процесса, и не будем готовы к неминуемым изменениям, возникнет опасность радикализации обшества со всеми ее последствиями. Поэтому я настоятельно рекомендую рассматривать нашу склонность к самообману, жадности и лени как самого опасного врага, и при этом не забывать что борьба с внутренним врагом или предателем требует абсолютно иной тактики и стратегии, нежели битва с внешним противником.