Кто заберет рынок в 2017 году

Сергей Макшанов

Эксклюзивный бизнес-тренер и партнер ЦБО по Уралу. Эксперт, управляющий ГК «Институт Тренинга – АРБ Про».

по материалам интервью для malina.am

Сергей Макшанов о ситуации в экономике

В мире 521 миллион бизнесов, в России где-то семь миллионов. В Японии стратегическое планирование проводят 60% компаний, в России — 10%. 90% — это или оппортунисты, которые действуют по ситуации, или компании, которые просто реагируют на стимулы внешней среды. Наш ежегодный семинар — это сверка часов с теми 10% бизнесов, которые планируют исходя из заданного ранее сценария.

Взгляд «АРБ Про» на ситуацию следующий: в 2012 году мы сказали, что до 2018 года роста мировой экономики не будет, она будет ползать по дну, и российская экономика, которая от неё зависит почти полностью, будет демонстрировать ту динамику, которую мы сейчас наблюдаем.

Глядя на 2017 год, мы подтверждаем свой вывод, что динамизация мировой экономики начнётся в 2018 году, плюс-минус квартал.

Изменения в мировой экономике — это тяжёлые процессы, это бизнес больших, не побоюсь этого слова, огромных, триллионных чисел, поэтому ожидания от 2018 года не могут не проявиться в 2017-м. Мы уже фиксируем, что тенденция мирового ВВП к росту уже наметилась.

В 2009 кризисном году из 236 экономик в мире росло 89. Сейчас растёт почти в два раза больше. Нам в 2017 году тоже кое-что достанется. Начнётся слабый восстановительный рост, примерно на 1,5%; в оптимальнейшем варианте, если рубль ещё немного сдаст по отношению к доллару и евро, может быть и 2%. Это уровень погрешности, но тем не менее кому-то от этого станет легче дышать.

В то же время восстановительный рост 2017 года не вернёт нас на докризисный уровень и не даст старт органическому росту. И вот тут у всех своя судьба. В завершающемся 2016 году растущие отрасли можно пересчитать по пальцам одной руки: частная медицина, интернет-ритейл, сельское хозяйство. Независимо от отрасли растут компании, у которых был или хорошо запустился экспорт.

Но главная примета 2016 года — мощная динамика роста отдельных компаний, которых довольно много. До этого момента устойчиво и масштабно, по 80-140% в год, росли всего две компании: Nestlé Nespresso и «Сплат-Косметик». Сейчас таких компаний больше сотни. Отрасль падает — а компания растёт, отрасль болтается около нуля — компания растёт в четыре раза. Представители таких были и сегодня на нашем тренинге — например, екатеринбургская инжиниринговая компания, которая удвоилась в выручке и в прибыли за счёт экспорта, в то время как её отрасль лежит на земле.

Это означает, что те 10%, у кого есть качественный проект будущего и качественная стратегия, забирают рынок у тех 90%, которые работают в режиме «охоты на кабана», когда их рвут 26 гончих собак, и они успевают то одну сбросить, то другую.

Мы ожидаем, что в 2017 году массив компаний-оппортунистов, или «реакторов», которые не действуют, а только реагируют, не успеет перейти в новый режим работы, на них сработает естественный отбор, и они освободят пространство для остальных.