16 декабря 2020 года
15 мин
Тренер-консультант, лидер практики «Управление качеством жизни», кандидат философских наук. Специализация: разработка и проведение тренингов в области управления качеством жизни, лидерства, управления здоровьем и жизненным тонусом.
«Тем, кто не подчиняется самому себе — управляют другие люди и обстоятельства»
Ф. Ницше
В последнее время растет популярность программ, посвященных самоменеджменту и управлению своей жизнью. Это не удивительно, так как «я сам» и «моя жизнь» — это один из самых сложных объектов для управления. Пословицу «чужая душа — потемки» нужно переделать в «своя душа — потемки». И «звездное небо надо мной», о котором писал Кант, зачастую представляется более постижимым, чем «закон во мне», управляющий моей собственной жизнью и поступками. Несмо-тря на ажиотажный спрос, на этот вид знаний и технологий, количество людей, которые способны к реальным, стратегическим и осознанным жизненным переменам увеличивается незначительно. Давайте вместе разбираться, в чем причина не впечатляющего «сухого остатка» большинства тренингов в области «life management»?
Проблематичность управления собой и своей жизнью становится более отчетливой, если вспом-нить любую ситуацию, когда, например, нужно перестать делать что-то вредное и приятное, начать что-то полезное, но неприятное. Когда необходимо сделать выбор в условиях неопреде-ленности. В скольких процентах случаев Вы вышли победителем в схватке с самим собой, когда бросали курить, пытались снизить вес, давали себе обещание заниматься спортом или, принять важное жизненное решение, когда нужно было сделать еще один шаг к своей стратегической цели, а сил уже нет и цель еще далека?
Соотношение побед и поражений в битве с собой за «лучший вариант себя» у всех людей разное. Но в целом ситуацию описывает индийская притча про слона и обезьяну. По джунглям идет слон, на шее которого сидит обезьяна. Обезьяна пытается управлять своим транспортным средством. Однако слон не замечает своего седока и идет туда, куда ему вздумается. Слоном движет естественное желание избежать дискомфорта, напряжения, страдания и стремление получить удовольствие, комфорт, радость. В его мозгу есть образ предметов, ситуаций, которые его либо притягивают, либо отталкивают. Кроме того, в памяти есть схема проторенных путей и дорог, пусть не всегда оптимальных, зато знакомых. Слон не замечает «стратегического менеджмента» со стороны седока, а если и замечает, то игнорирует. Обезьяна сначала раздра-жается, злится, но потом начинает хитрить. Когда слон идет налево, она тянет его за левое ухо, поддерживая у себя иллюзию, что управляет слоном. По сути, система наших верований, уста-новок, привычных схем мышления, эмоционирования, наработанных поведенческих программ выступает в роли слона, который движим прошлым опытом и сиюминутными импульсами. Обезьяна в этой притче олицетворяет осознающую, управляющую часть нас самих. Часто мощь и инерция нашего «слона» превышает силу осознанной воли. Поэтому так сложно сойти с прото-ренных путей наших бессознательных программ, наработанной годами психической инерции.
Наша судьба результат сложного взаимодействия трех сил: наработанных по жизни программ поведения, мышления, внешних обстоятельств и осознанной воли. Давайте посмотрим на при-мере, как они могут взаимодействовать. Представьте человека, который имеет очень боязли-вого «слона», основную установку, иррациональное неадаптивное верование которого можно сформулировать так: «другие имеют больше прав, чем ты», «интересы других людей важнее, чем твои», «при конфликте интересов сдавай позиции, главное нравиться другим и быть в безопасности». Возможно, что эти программы «сухой остаток» детского опыта взаимодействия со значимыми другими, когда ребенку отгружались эмоциональные послания по типу «ты хороший, когда удобный другим». Как правило, все это сопровождается запретом на проявление недоволь-ства и защитной агрессии со стороны маленького человека. И вот, перед нами взрослый, вполне сформированный индивид с «информационным вирусом» в системе. В ситуации, когда нужно отстаивать свой интерес (деловой или личный), свои права или решения, сила психологической инерции, как правило, предопределяет способ реагирования. Иррациональное желание любой ценой избежать конфликта, быть для всех хорошим, сформированное десятилетия назад, сделало выбор за человека. Представьте теперь, что этот конфликт — ключевая точка судьбы конкретно-го человека, «точка бифуркации», если говорит на языке теории систем. Это ситуация, когда все варианты развития судьбы равновозможны, когда ход жизни в этой ключевой точке предопре-деляет ее течение на долгие годы, и «фарш невозможно провернуть назад». То есть жизненный выбор, в данном конкретном примере, был предопределен взаимодействием внешних условий с инфантильными страхами «слона», в сочетании со слабой осознанностью.
Сразу возникает вопрос, а где же погонщик, где сила осознанной воли, где тот, кто должен определять направление? Да просто «спал» он непробудным сном. Возможно, на какое-то время «проснулся», когда стало больно от того, что поступил как всегда, от того, что выбор не соответ-ствовал его идеализированной «я-концепции», помучался немного осознанным несоответстви-ем и ... снова впал в гипноз обыденного существования. Впасть в «анабиоз» погонщику помогают невротические защиты. О досадном происшествии можно просто забыть, вытеснив все эмоцио-нальное содержание в глубины бессознательного. Как писал Ф. Ницше: «память сказала „Ты это сделал!“, гордость и стыд сказали „Ты не мог этого сделать!“ и.... память сдалась». Вытесненный «эмоциональный мусор» накапливается, складируется слоями на «дне» нашей психики. Он гниет, испускает зловонные газы, которые периодически поднимаются к поверхности «озера» нашего сознания, «одухотворяя» наш повседневный эмоциональный фон привкусом необъяснимой тоски по самому себе.
Но это еще не вся история. Давайте представим, что человек из данного конкретного примера с детства усвоил запрет на проявление защитной агрессии по отношению к более статусному и сильному (аналог значимых других из детства). Но, запертая в подвалах бессознательного, энергия агрессии никуда не делась. Накапливаясь, она разрушает индивида, вылезая «мета-стазами» психосоматики, хронической усталости и депрессии, как фонового состояния жизни. А включается «спасительный» механизм переадресованной агрессии, выполняющий роль пре-дохранительного клапана. Это ситуация, когда реальный объект адекватной ответной агрессии (более статусный и сильный), замещается первым попавшимся встречным (более слабым и менее статусным). Если это происходит в семье, то это может быть ребенок, которого в свою очередь «заражают» вирусом виктимности. На работе это может быть рядовой сотрудник, на которого можно «спустить собаку» после «накачки» у босса. Отчасти в бессознательных механизмах пере-адресованной агрессии кроется причина репрессивного менеджмента, как элемента корпоратив-ной культуру многих компаний.
Ни в том случае, когда в «точке бифуркации» человек «выбирал» способ реагирования, ни в случае, когда сорвался шквалом «справедливого» гнева на своего сотрудника, самого человека, как осознающего субъекта, не было. Сработали программы, привычные способы поведения. Это происходило от того, что сам субъект привык находиться в «гипноподобном» состоянии. Наработанных программ сознания и автоматизмов психики вполне хватает, чтобы худо-бедно справляться с обыденным течением жизни. Наши генетические программы, веро-вания, убеждения, установки, сталкиваясь с объективными условиями внешней среды, другими людьми, порождают мысли, эмоции, поступки, отношения из которых плетется ткань судьбы, событийный ряд жизненного мира человека. Причем, часто без нашего осознанного волевого вмешательства.
Способность к осознанию самого себя, текущих состояний, глубинных мотивов своих поступков, истоков и последствий своих решений можно отнести к разряду высших «мета-когнитивных» способностей. По всей видимости, эта способность не встроена в наш мозг как «программа по умолчанию». Есть только потенциальная возможность ее приобрести. Способность к осознанию себя и своих состояний требует специального развития в силу того, что эта «опция» превышает потребности человека в биологическом выживании и социальной успешности.
Для того, чтобы убедиться в сложности применения этого «гаджета», попробуйте пройти по улице и течение десяти минут, осознавать ощущения своего тела, свои движения, удерживая на них луч внимания. Уверен, что у большинства людей проблемы начнутся на третьей минуте пути. В голове промелькнет, какой-нибудь мыслеобраз, наш внутренний свидетель, лишенный внешней принудительной стимуляции, «схлопнется», и мы, уже забыв свое намерение осознавать, уносимся в грезы о будущем или прошлом. Перестав присутствовать «в сейчас», снова движемся на автопилоте. Потом, очнувшись, вспоминаем о своем намерении.
Другой пример. Начните вспоминать прошедший день с самого начала шаг за шагом. Вы вдруг обнаружите, что «потеряны» целые куски жизни. Некоторые ситуации вспомнятся только схематично, без эмоционального содержания и конкретного чувственного наполнения. Это явный симптом включенного автопилота и выключенного внутреннего свидетеля.
Многие умудряются проспать, прожить, не включая «опцию» осознания, не только моменты ключевых жизненных решений, но и ситуации банальных жизненных удовольствий — еда, секс, общение и т.д. Вот еще одна типичная ситуация: человек приходит домой после работы, ложится на диван и бесцельно «перелистывает» каналы «зомбоящика», подключаясь к грезам «Матри-цы». Состояние, как говорят в народе, как «у мухи в сиропе»: «и сладко, и гадко, и не улетишь!». Одновременно наш герой пьет чай, причем делает это автоматически, не чувствуя его вкуса. И, возможно, в то же время, разговаривает с кем-то из родных (жена, муж, ребенок). Он умудряется не присутствовать сразу во всех трех жизненных ситуациях. Постепенно у человека вырабатывается привычка не присутствовать в большинстве моментов своей жизни.
Позволю повторить себе общеизвестную мысль, что жизнь — это совокупность мгновений настоящего. Хотя, общеизвестность — это форма, в которой «замыливается» истина. От много-кратного бездумного повторения люди перестают вникать в ее смысл. А смысл прост и суров: если ты «не добавил себя в свою жизнь», то не живешь никогда, а просто грезишь наяву. Из тотального присутствия в «сейчас» и проживания текущего мгновения возникает полнота и осмысленность жизни. «Смысл жизни в каждой чашке чая, если ты выпил ее осознано» — говорил основатель чань-буддизма Бодхидхарма. Все ситуации, которые проехал на «автопилоте», смело можно вычеркивать из жизни.
Отсюда распространенный синдром «Фауста» у многих успешных людей. Внешняя социальная успешность, в этом случае, часто не сопровождается ощущением полноты жизни и переживанием пиковых состояний, когда ты по-настоящему жив! Отсюда «метафизическое сиротство» многих «современных Фаустов», заливаемое алкоголем, забиваемое стимуляцией церебральных центров удовольствия. В итоге жизнь — это путь, в котором важным является не только то, с чем пришел к финишу (достижения, наследие), но и сам способ, которым путешествуешь, что переживаешь по дороге, кем, в связи с этим, становишься. Часто «гипноз цели» заставляет человека переносить свою жизнь в будущее и забывать про то, что жизнь происходит только сейчас, и, что у каждого из нас есть своя Аннушка, которая, возможно, уже разлила масло. Взятые вершины нужны в том числе и для того, чтобы, идя к ним осознанно, «делать себя» и переживать нечто большее, чем обыденное существование через тотальное присутствие в текущем моменте.
Да и сами «крутые вершины» жизненных достижений становятся более доступными, когда чело-век приучил свой ум концентрироваться «в сейчас». Натренированная способность жить с «вклю-ченным свидетелем» позволяет эффективно действовать в условиях высокой неопределенности. Спонтанная осознанность помогает вырваться из плена стереотипных, запрограммированных реакций, открывать новые пути, вырабатывать новые жизненные стратегии.
Если живущий на автопилоте человек напоминает ракету с самонаводящейся боеголовкой, в программном обеспечении которой уже заложены образы притягивающих и отталкивающих предметов, то можно ли утверждать, что жизненный курс фатально задан и судьба предопределе-на? Можно ли в таком случае вообще говорить об искусстве управления собой и своей жизнью?
Представляется следующее: для тех, кто «спит», кто продлевает свое прошлое в будущее и теряет настоящее, есть судьба, фатум. Такие люди не способны к радикальным изменениям своей жизни, к «прерыванию ее постепенности». И можно почти на 100 процентов предсказать, кем они будут и где окажутся через какое-то время. Для людей постоянно делающих усилия, чтобы «проснуться», власть фатума программ, бессознательного, которые разворачиваются в жиз-ненный сценарий, постепенно утрачивается. Чем стабильней наш «внутренний свидетель», тем большей степенью свободы мы обладаем.
Вот почему большинство программ так или иначе связанных с самоменеджментом, типа «7 на-выков», «8 законов», «10 секретов», для большинства не имеют практического результата. Пост-тренинговая эмоциональная эйфория быстро проходит. Получив судьбоносный «волшебный пендаль» на программе человек может что-то поменять в своей жизни. Однако скоро этот импульс затихает, и жизнь возвращается в проторенное русло, в исходный программный коридор. Это происходит, потому, что не наработана ключевая компетенция «памятования» самого себя. Дряблые «мускулы самосознания», рассеянное внимание, неспособность долго концентрироваться без принудительного внешнего стимулирования — основные препятствия на пути стратегически важных жизненных изменений.
Мой личный опыт проведения программ, связанных с управлением собой и своей жизнью, подсказывает, что развивать и тренировать нужно, прежде всего, способность к устойчивому, в идеале непрерывному осознаванию, свидетельствованию самого себя. При регулярном выпол-нении специальных упражнений, которые изучаются на наших программах, у участников посте-пенно нарабатывается текущая осведомленность о самом себе. Тренируется способность выходит в позицию наблюдателя, и в любой момент отдавать себе отчет о том, что я чувствую и каковы причины моего текущего эмоционального состояния, какие мотивы предопределяют мою реак-цию на события, чем детерминирован мой жизненный выбор, и какие мои действия в прошлом предопределили, кем я являюсь в настоящем.
И в завершении несколько советов. Повседневная осознанность — ключ к управлению собой и своей жизнью. Человек, который не присутствует в мелочах, обыденных событиях своей жизни, как правило, не просыпается в ключевых точках выбора, где многовариантное неопреде-ленное будущее превращается в факты нашей биографии, судьбу. Поэтому начните с осознавания фактов своей повседневности: каков вкус чая, который вы сейчас возможно пьете? Какая мысль сейчас в голове? Какие сигналы сейчас подает ваше тело? Наработайте элементарную внимательность к «шорохам повседневного бытия». «Возвысь свой ум до обыденного» — говорил своим ученикам японский мастер Дзен и был прав!